
Особое движение, которое в западной традиции носит название life history, в нашей стране в последние десятилетия получило устойчивое наименование «историческая реконструкция». Сегодня под этим термином подразумевают максимальное погружение человека в мир минувшей эпохи, когда его жизнь предельно приближена к тогдашним условиям существования. В таком понимании, «историческая реконструкция» – современное явление, истинное детище XX века.
Но истоки ее стоит искать в столетии предшествующем. До XIX века сама история была либо набором, сухим перечислением фактов, событий, деяний исторических лиц, либо неким умозрительным образом определенного исторического периода, очень приблизительно представляемым, скорее, попросту выдуманным. Достаточно вспомнить о героическом, демократическом идеале античности, на самом деле далеком от действительности, которым восхищалось человечество эпохи Просвещения. XIX столетие изменило отношение к истории, теперь на первый план вышла идея достоверности и желание понять, прочувствовать жизнь предков. Началось это с возрождения средневековья, считавшегося «темным временем», регрессом в истории человечества. И выражался подобный интерес к прошлому по-разному: от принципиальной научности подхода к изучаемому материалу до художественной стилизации древних приемов. Так, именно в веке девятнадцатом с филологической точностью записаны, например, онежские былины, свод карело-финских эпических, свадебных, заклинательных текстов «Калевала» и немецкие сказки, собранные и изданные братьями Гримм. Тогда же появляется «готический роман» и народные сказки в трактовке Пушкина, «неоготика» и «неорусский стиль» в архитектуре, «богатыри» в живописи Васнецова и деревянная псевдорусская мебель абрамцевского кружка… Даже в театре, самом условном из всех видов творчества, для исторических постановок стали тщательно изучать народный костюм и собирать образцы старинных тканей. Но самое главное: постепенно история превращалась в понятие объемное и выпуклое, обрастала деталями, теми «мелочами», без которых вряд ли возможно понять определенную эпоху. «Историческая реконструкция», впитав такое веками формировавшееся отношение к прошлому, уже в других условиях пошла дальше, пытаясь буквально воссоздать конкретную историческую эпоху.
В России «историческая реконструкция» возникла в 1990-е годы. И причин для этого множество: политических, социальных, экономических и т.д. Вновь проявившийся в стране интерес к национальным традициям, и уже как следствие – к исторической реконструкции – возник в постперестроечный период, когда потеря жизненных ориентиров привела к поиску новых идеалов и новых целей. Одним из результатов подобных поисков и стала «историческая реконструкция». Ведь, чтобы понять свое место в этом мире, значение и смысл своей жизни, необходимо сначала понять и почувствовать прошлое этого мира.
То, что сначала было просто увлекательной «игрой в историю», постепенно превратилось в серьезный интерес к традициям, быту, технологиям. В желание в условиях, максимально приближенным к аутентичным, понять и восстановить, то есть собственно реконструировать, процесс производства, быта, поведения и мотивации человека на определенном историческом этапе.
Так как наиболее захватывающие страницы прошлого – это все-таки войны, первоначально увлечение реконструкцией выражалось в воссоздании оружия, обмундирования…. и воспроизведении собственно самих сражений. «Военная реконструкция» нового времени – эпохи наполеоновских войн, Великой Отечественной войны и тому подобное – развивалась параллельно с интересом к средневековью. Сегодня отечественная историческая реконструкция охватывает самые разные периоды, как национальной истории, так и зарубежной. Но если для «военной реконструкции», сегодня части вообще этого явления, главной целью являются военно-тактические маневры, то занимающиеся более древними эпохами ближе собственно к истории и к экспериментальной археологии. Эта научная область занимается тем, что опытным путем пытается выяснить предназначение того или иного предмета, которым пользовались в древности. То есть, чтобы понять для чего использовался, допустим, конкретный известный наконечник стрелы, необходимо его сделать и опробовать в деле.
Но не только причастность к науке привлекает в «исторической реконструкции». Ведь это одновременно и настоящее театральное действо, и даже вид спорта. А найти себе занятие по душе в рамках исторической реконструкции может каждый. Для кого-то интересно само производство и возрождение древних технологий, кого-то привлекает участие в сражениях, а некоторых вполне устраивают научные изыскания, поиск информации в архивах и библиотеках. Но главное, в реконструкции каждый человек проявляет себя как личность, и – одновременно – познает свои сильные и слабые стороны, то есть познает самого себя. Как говорят, человек ищущий всегда найдет то, что ищет.